Гипестезия кожи и зубов у детей: что это за состояние и как проводится лечение

Причины гипестезии

Возникает гипестезия обычно из-за патологических изменений в центральной и периферической нервной системе, спровоцированных такими факторами:

  • Травма головного мозга.
  • Злокачественное образование, которое, ограничивая объем черепной коробки, приводит к онемению головы. Причем при росте опухоли поражение усиливается, нарушается зрение, возникают головные боли.
  • Мигрень.
  • Нарушение кровообращения.
  • Защемление нерва.
  • Рассеянный склероз, в результате которого отдельные участки нервной ткани замещаются клетками соединительной ткани. При этом может нарушаться координация движений.
  • Сахарный диабет, способствующий поражению нервов.
  • Транзиторные ишемические атаки, сопровождающиеся поражением рук и ног.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Дефицит витаминов и микроэлементов в организме, например, недостаток в витамина В. Сопутствующими симптомами при этом могут стать излишняя раздражительность, головокружение, быстрая утомляемость и проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  • Ревматоидный артрит, поражающий нерв и приводящий к деформации сустава. Обычно при этом по утрам ощущается боль и скованность в месте поражения.
  • Генетическая предрасположенность.

  • человек ничего не чувствует, когда прикасается к предметам;
  • боль он ощущает притуплено, даже если она довольно сильная;
  • не может определить разницу температур;
  • при поражении блуждающего нерва может снизиться слух.

Показания к проведению процедуры у детей

Как любое медицинское вмешательство в организм, герметизация имеет показания и противопоказания. Проводится процедура в таких случаях:

  • глубокие, часто расположенные фиссуры на жевательной поверхности, где остаются остатки пищи;
  • зубы еще не поражены кариесом;
  • возраст до 14-16 лет, когда минерализация эмали не закончилась, в ней мало фтора и кальция;
  • патологически тонкая эмаль с жевательной и боковой стороны;
  • физиологические бороздки узкие, неправильной формы;
  • неправильное расположение, строение зубного ряда;
  • угроза развития кариеса;
  • недостаточная гигиена ротовой полости.

Запечатывание бороздок показано маленьким детям и подросткам. Насколько целесообразна процедура в каждом конкретном случае, посоветует лечащий стоматолог. Зубы детям покрывают герметиком при недостаточной минерализации эмали и дентина. Однако эта мера дополнительной защиты и никак не исключает регулярную чистку. Альтернативой герметизации является обработка лаками с содержанием фтора.

Постоянные зубы показано герметизировать сразу после прорезывания, до возникновения признаков кариозного поражения. Проводить процедуру нужно будет в несколько этапов по мере появления (смены) коренных единиц. На первых стадиях кариеса рекомендована инвазивная герметизация композитным материалом.

При анализе необходимости и сроков запечатывания зубов учитывают исходный уровень минерализации:

  • нормальный — сразу после появления жевательной поверхности;
  • средний — нанесение препаратов с фтором и кальцием в течение месяца;
  • низкий — профилактическое пломбирование;
  • высокий — герметизация не обязательна, эмаль содержит достаточно минералов.

  • глубокие, часто расположенные фиссуры на жевательной поверхности, где остаются остатки пищи;
  • зубы еще не поражены кариесом;
  • возраст до 14-16 лет, когда минерализация эмали не закончилась, в ней мало фтора и кальция;
  • патологически тонкая эмаль с жевательной и боковой стороны;
  • физиологические бороздки узкие, неправильной формы;
  • неправильное расположение, строение зубного ряда;
  • угроза развития кариеса;
  • недостаточная гигиена ротовой полости.

Патогенез (что происходит?) во время Гиперестезии зубов:

При кариесе повышенная чувствительность может быть на одном участке. Очень часто гиперестезия наблюдается при истирании тканей зуба, когда убыль эмали достигает дентиноэмалевого соединения. Однако не при всех видах истирания повышенная чувствительность выражена одинаково. Так, при эрозии эмали гиперестезия наблюдается часто, в то время как при клиновидном дефекте она почти не встречается. Иногда резкая чувствительность наблюдается уже при незначительном обнажении шеек зубов (на 1-3 мм).

Помимо болевой реакции зубов, возникающей в результате действия местных раздражителей (так называемая несистемная гиперестезия), боль в зубах может возникать и в связи с некоторыми патологическими состояниями организма (системная, или генерализованная, гиперестезия). Последняя наблюдается у 63-65 % больных с повышенной болевой реакцией зубов. Так, иногда регистрируются боли в зубах при психоневрозах, эндокринопатиях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, климаксе, нарушениях обмена, инфекционных и других заболеваниях.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленое, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог электровозбудимости дентина 3- 5 мкА.

Как проводится лечение повышенной чувствительности

Исходя из того, что эмаль и твердые ткани имеют свои особенности, лечение гиперестезии зубов будет отличаться. Рассмотрим подробнее, как происходит устранение гиперестезии в каждом из случаев.

Полезно знать! И. П. Коваленко, профессор стоматологического отделения Белорусской медицинской академии, проведя ряд исследований, пришла к выводу, что десенсибилизирующие пасты позволяют эффективно избавиться от тактильной и температурной чувствительности. Заметные улучшения отмечаются уже после первой недели использования.

Местная анестезия

Самый распространенный метод обезболивания в детской практике. Чаще всего ее проводят в два этапа, комбинируя «замораживающий» гель или спрей с уколом анестетика.

Выбор того или иного вида зависит от процедуры, которую должен провести врач, возраста и психологического настроя ребенка.

Прорезывание зубов, признаки и продолжительность

Прорезывание зубов у грудного ребенка является весьма волнительным моментом в жизни малыша и его родителей. И хотя прорезывание зубов — это физиологический процесс, но почти все дети в этот период испытывают дискомфорт и беспокойство. С точки зрения научного подхода к этой проблеме сложность заключается в том, что при всем разнообразии симптомов прорезывания зубов от легкого беспокойства и капризности, усиленного слюноотделения до повышения температуры тела до высоких цифр и признаков нарушенного пищеварения, учащения колик и диареи нет достаточных диагностических критериев, чтобы связать все эти многочисленные симптомы с первопричиной. Тем не менее до сих пор многие родители и часть практикующих врачей педиатров готовы обвинять прорезывание зубов у младенца чуть ли не во всех бедах, которые выпадают на их голову в период с 5 — 6 месяцев и до полутора — двух лет, когда в основном процесс прорезывания зубов уже должен быть завершен.

У большинства детей прорезывание зубов начинается в возрасте от 4х до 7 месяцев. Как правило, прорезывание каждого зуба длится от 2 — 3х до 8 дней. В течение этого времени возможно повышение температуры тела до 37.4 — 38.0 градусов. При этом высокая (от 38.0 и выше) температура обычно длится не более 2х дней. Выделения из носа в период, когда прорезываются зубы, обычно, бывают прозрачные, жидкие, и не должны содержать патологических примесей: гноя, зелени и т.д. Кашель при прорезывании зубов вызывается попаданием в носоглотку и область гортани слюны, которая выделяется в большом количестве. Лечения кашель на фоне прорезывания зубов не требует. По поводу диареи мнение педиатров иногда расходится: некоторые считают, что диарея (разжиженный стул) не связана напрямую с прорезыванием зубов. И все же проведенные исследования показали, что от 10 до 30% детей имеют учащенный иили разжиженный стул во время прорезывания зубов. Это объясняют также большим количеством выделяемой слюны, усиливающей перистальтику кишечника.

У большинства детей прорезывание зубов начинается в возрасте от 4х до 7 месяцев. Как правило, прорезывание каждого зуба длится от 2 — 3х до 8 дней. В течение этого времени возможно повышение температуры тела до 37.4 — 38.0 градусов. При этом высокая (от 38.0 и выше) температура обычно длится не более 2х дней. Выделения из носа в период, когда прорезываются зубы, обычно, бывают прозрачные, жидкие, и не должны содержать патологических примесей: гноя, зелени и т.д. Кашель при прорезывании зубов вызывается попаданием в носоглотку и область гортани слюны, которая выделяется в большом количестве. Лечения кашель на фоне прорезывания зубов не требует. По поводу диареи мнение педиатров иногда расходится: некоторые считают, что диарея (разжиженный стул) не связана напрямую с прорезыванием зубов. И все же проведенные исследования показали, что от 10 до 30% детей имеют учащенный иили разжиженный стул во время прорезывания зубов. Это объясняют также большим количеством выделяемой слюны, усиливающей перистальтику кишечника.

Читайте также:  Местная и общая баротерапия для детей это что такое и как используются барокамеры

По степени выраженности

В зависимости от различных факторов кариес у маленьких детей проявляется по-разному. Симптомы при такой патологии зависят от стадии разрушения.

Название стадииКак различитьЖалобы
ПятноЭмаль теряет блеск, на ней образуются белые или темные пятна.Дискомфорта не вызывает.
Начальный кариесУглубление не выходит за пределы эмали. Кости зуба не разрушаются.Чувствительность к холодному, горячему и сладкому.
Средний кариесПолость темного цвета, выходящая за пределы эмали.Чувствительность зуба к соленому и кислому.
Глубокий кариесБольшая полость с рыхлым дентином.Боль при надавливании, повышенная чувствительность.

У грудничков в основном возникает так называемый бутылочный кариес. Его отличительные черты:

  • располагается на верхних резцах и клыках;
  • локализуется на стыке зуба и десны;
  • при отсутствии лечения быстро опоясывает зуб;
  • возле десны зубы желтеют;
  • зубы ребенка чувствительны к холодному и горячему.


Постарайтесь сделать первый визит максимально благоприятным и спокойным. Так вы не отобьете желание ходить к врачам.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

Виды девиантного поведения детей и подростков

Девиации в поведении

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.

Криминальное поведение– это противоправные поступки, которые влекут за собой уголовную ответственность.

Девиантное поведение, всегда в начале, бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные причины, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и т.д.) не может этого сделать. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными, спровоцированные обстоятельствами, затем изменения в поведении накапливаются и приводят к устойчивым формам девиантного поведения. Подобное поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального» поведения исключают его из своей сферы общения. Подросток, чтобы остаться в группе, вынужден увеличивать свою девиантную активность и его действия становятся мотивированными.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Виды девиантного поведения детей и подростков

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства, сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях вышеописанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательства над маленькими и слабыми. Нередко встречаются мошенничество, домашние кражи. Побеги из дома (учреждения) и бродяжничество в трети случаев сочетаются с делинквентностью.

Читайте также:  Декальцификация - почему вымывается кальций из организма и зачем кальций для детей до года

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

как следствие недостаточного надзора;

в целях развлечения; вследствие фантазерства и мечтательности;

как реакция протеста на чрезмерные требования в семье (учреждении), чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

как реакция тревоги и страха на наказания;

как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления – быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика).

Девиации сексуального поведения. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) – сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения. Отстающие в развитии подростки могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть вуаеризм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни.

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек.

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

хронических психотравмирующих ситуаций;

тяжелых переживаний жизненных трудностей;

дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации.

Большую тревогу вызывает некоторые иностранные мультфильмы и детские передачи изменяющие, деформирующие психику ребенка.

Начинать профилактическую работу, направленную на предупреждение девиантного поведения, целесообразно в раннем возрасте, т.к. привить навыки правильного поведения и исключить плохие привычки необходимо как можно раньше. Если к 11 – 12 годам у ребенка сформированы здоровые привычки, то такие дети достаточно устойчивы к попыткам изменения их поведения.

отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.


Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

– преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

ДЕКСТРОКАРДИЯ

ДЕКСТРОКАРДИЯ (dextrocardia; лат. dexter правый + греч. kardia сердце) — аномалия развития (дистопия), характеризующаяся расположением большей части сердца в грудной клетке вправо от средней линии тела. Различают неизолированную Д.— при полном обратном расположении внутренних органов— situs viscerum inversus totalis (см. Транспозиция органов) и изолированную Д. Изолированная Д. отличается от неизолированной нормальным положением желудка, печени, селезенки. Среди изолированных Д. выделяют форму с инверсией предсердий и желудочков (син.: зеркальная, истинная, неосложненная Д.) и без инверсии полостей сердца (син.: декстроверсия, декстроторзия, декстроротация сердца, осевая Д.). При зеркальной Д. отклонений в состоянии здоровья обычно нет, врожденные пороки сердца встречаются, в отличие от декстроверсии, лишь немного чаще, чем при обычном расположении сердца. При отсутствии сопутствующих пороков сердца обе формы Д. не вызывают существенных нарушений гемодинамики. От Д. отличают декстропозицию сердца, при к-рой оно механически перемещается в правую половину грудной клетки под влиянием внесердечных факторов (правосторонний ателектаз или пневмофиброз, левосторонний плевральный выпот и т. II.).

Читайте также:  Вывих локтевого сустава у детей до года и старше: признаки, лечение

Д. формируется в первые недели внутриутробного развития. Причины возникновения ее неизвестны. Изолированная Д. встречается редко. По данным Корта и Шмидта (С. Korth, J. Schmidt, 1955), лишь в 12 из 1000 случаев Д. не отмечалось обратного расположения всех внутренних органов.

При зеркальной Д. полые вены расположены слева и несут кровь в правое предсердие, также расположенное слева и несколько кпереди от левого предсердия (обозначение отделов сердца терминами «правый» и «левый» при Д. условно). Правый желудочек с исходящим из него легочным стволом находится спереди.

Легочные вены несут кровь в праволежащее левое предсердие, к-рое сообщается с расположенным сзади левым желудочком. От левого желудочка отходит восходящий отдел аорты, который лежит слева и кзади от легочной артерии. Сердечный толчок определяется вправо от грудины, тоны сердца более звучны также справа от грудины. На ЭКГ при зеркальной Д. выявляются отрицательные зубцы P в отведениях I и aVL, в отведении aVR все зубцы положительные, отведение aVL напоминает нормальное aVR, признаки II отведения соответствуют признакам нормального III отведения и наоборот. В грудных отведениях вольтаж QRS увеличивается от V1R к V6R и уменьшается от V1 к V6 (рис. 1).

Декстроверсия сердца встречается чаще других форм Д. Взаиморасположение сердечных камер и магистральных сосудов при неосложненной декстроверсии нормальное, однако в большинстве случаев декстроверсия сочетается с врожденными пороками сердца (дефекты или отсутствие перегородок, транспозиция аорты и легочного ствола, стеноз легочного ствола или атрезия его клапанов и т. д.) и нередко с пороками развития селезенки (дольчатая или множественная селезенка, агенезии селезенки).

Верхушечный толчок при декстроверсии находят справа у основания мечевидного отростка (если верхушка не закрыта грудиной). Аускультативная картина определяется сопутствующим пороком. На ЭКГ в I стандартном и в левых грудных отведениях зубец P положительный, отмечается увеличение вольтажа комплекса QRS от V6R до V1-2 с последующим снижением к V6.

В распознавании Д. самостоятельное значение имеет рентгенодиагностика. При зеркальной Д. рентгенол. исследование в прямой проекции показывает, что сердце больше расположено в правой половине грудной клетки и повернуто вокруг анатомической оси на 180°. При этом определяется зеркальное отображение полостей сердца и магистральных сосудов (рис. 2). Верхушка сердца образована левым желудочком и расположена справа. Левое предсердие участвует в образовании правого контура сердца и его верхушки. Правое предсердие и желудочек проецируются слева от грудины. Дуга аорты переходит не через левый, а через правый бронх. Нисходящая аорта расположена справа от позвоночника. Восходящая аорта и тень верхней полой вены проецируются слева, а дуга легочного ствола видна справа. Т. о., при зеркальной Д. левая граница сердца образована двумя дугами — восходящей аорты и правого предсердия. Правая граница сердца состоит из четырех дуг — аорты, легочного ствола, левого предсердия и левого желудочка.

При приеме бариевой взвеси во время рентгеноскопии в прямой проекции определяется вдавление по правому контуру пищевода, образованное дугой аорты.

При исследовании в правом косом положении рентгенол, картина соответствует левому косому положению при нормальном расположении сердца, т. е. задний контур образован левым желудочком и предсердием, а передний — правыми камерами сердца.

Поэтому для определения степени увеличения желудочков сердца при Д. больного надо исследовать в правом косом или правом боковом положении.

При исследовании в левом косом положении контур сердца соответствует контуру при проекции обычно расположенного сердца в правом косом положении. При этом контрастированный пищевод проходит по заднему контуру левого предсердия, расположенного краниальнее, и частично заходит за контур правого предсердия, расположенного каудальнее.

Если Д. не сочетается с пороками сердца, то камеры сердца при рентгенол. исследовании определяются как неизмененные. При сочетании Д. с другой патологией сердца оно настолько деформируется, что обычное рентгенологическое исследование становится недостаточным для диагноза и характер патологии уточняется с помощью ангиокардиографии (см.).

Рентгенол, картина декстроверсии отличается тем, что верхушка сердца, к-рая, как и при зеркальной Д., обращена вправо, образуется правым желудочком. Сердце при этом повернуто вокруг продольной оси вправо. Левый желудочек расположен влево от правого желудочка. Предсердия и желудочки расположены нормально.

В распознавании Д. самостоятельное значение имеет рентгенодиагностика. При зеркальной Д. рентгенол. исследование в прямой проекции показывает, что сердце больше расположено в правой половине грудной клетки и повернуто вокруг анатомической оси на 180°. При этом определяется зеркальное отображение полостей сердца и магистральных сосудов (рис. 2). Верхушка сердца образована левым желудочком и расположена справа. Левое предсердие участвует в образовании правого контура сердца и его верхушки. Правое предсердие и желудочек проецируются слева от грудины. Дуга аорты переходит не через левый, а через правый бронх. Нисходящая аорта расположена справа от позвоночника. Восходящая аорта и тень верхней полой вены проецируются слева, а дуга легочного ствола видна справа. Т. о., при зеркальной Д. левая граница сердца образована двумя дугами — восходящей аорты и правого предсердия. Правая граница сердца состоит из четырех дуг — аорты, легочного ствола, левого предсердия и левого желудочка.

Общие сведения

Пороки сердца представлены крупной группой отклонений. Многие не заметны в течение длительного периода. Симптоматика отсутствует. Пациент живет полноценно, не представляет о наличии проблемы. Далее возможны три сценария: резкая актуализация патологии и становление клинической картины, внезапная смерть, дальнейшее бессимптомное течение.

Один из вариантов аномалии представлен смещением мышечного органа относительно нормального анатомического положения. Опасность представляет не само отклонение, а сопутствующие осложнения. Согласно статистике, лица с декстрокардией страдают другими пороками в 30% случаев.

Обнаруживаются они практически сразу после рождения, поскольку не увидеть смещение органа невозможно. В отсутствии осложненного течения лечить патологию не требуется. Показано регулярное амбулаторное наблюдение, прохождение стандартных скрининговых мероприятий в рамках профилактических осмотров.

Декстрокардия впервые была описана итальянцем Иеронимом Фабрицием, который прославился как анатом и хирург. Опись болезни была проведена в 1606 году. Спустя 37 лет была описана повторно и на этот раз аномалией заинтересовались во все мире. Подобного удалось достигнуть Марко Аурелио Северино.

На сегодняшний день декстрокардия встречается довольно редко, примерно с частотой один случай на 8-25 тыс. новорожденных. Полная декстрокардия возникает в 1 случае из каждых 10 000. При сравнении всех аномалий сердечно-сосудистой системы сердце располагается справа примерно у 3% людей.


Один из вариантов аномалии представлен смещением мышечного органа относительно нормального анатомического положения. Опасность представляет не само отклонение, а сопутствующие осложнения. Согласно статистике, лица с декстрокардией страдают другими пороками в 30% случаев.

Осложнения

Зеркально расположенные органы могут нормально функционировать, но их необычное позиционирование часто затрудняет диагностику других заболеваний. Например, у кого-то с декстрокардией situs inversus аппендицит вызывает резкую боль в нижней левой части живота вместо правого.

При наличии этих анатомических различий могут возникать затруднения в проведении хирургических вмешательств.

Другие осложнения, связанные с декстрокардией:

  • расстройство кишечника, обычно от обструкции из-за мальротации (разворота);
  • бронхиальные заболевания, такие как хроническая пневмония, связанная прежде всего с потерей ресничек (волосистых образований, находящихся на слизистой оболочке дыхательных путей);
  • нарушения пищевода;
  • сердечно-сосудистые расстройства;
  • сердечная недостаточность;
  • инфекции и сепсис.


Гетеротаксия может быть представлена:

Ссылка на основную публикацию