Муковисцидоз у детей и новорожденных – что это за болезнь, признаки, симптомы и причины

Как кормить ребенка?

Если это ребенок первого года жизни, то оптимальным питанием будет грудное молоко.

Если же малыш на искусственном вскармливании, тип смеси назначит врач.

Считается, что рацион ребеночка должен на 25-50% превышать по количеству пищи рацион здоровых детей. И из всего количества еды 30% — это жиры.

Также питание деток с муковисцидозом отмечается:

  • повышенным употреблением жидкости;
  • упор делается на высококалорийную пищу, когда в рацион вводится новый продукт — если приготовили кашу на молоке, положите туда кусочек масла;
  • с потом ребенок теряет достаточное количество необходимых организму минеральных солей, потому в жаркое время, или когда у ребенка температура, старайтесь подсаливать пищу.

Если у ребенка отмечаются нарушения стула, он жалуется на боли в животе, нужно не медлить, сразу обращаться к врачу.


Прогноз зависит от течения болезни, наличия осложнений. Если симптомы проявились у грудничка, ситуация особо опасна.

Причина

Причиной заболевания является мутация гена-регулятора густоты слизи. Генетический дефект (мутация) регулирующего гена приводит к повышению густоты и вязкости выделяемого железой секрета, нарушению его выведения по протокам. Возникший застой секрета в железах приводит к инфицированию его патогенной микрофлорой (золотистым стафилококком, синегнойной палочкой, гемофильной палочкой и др.) и развитию воспалительного процесса.

В настоящее время известно около двух тысяч видов мутации этого гена-регулятора. Если оба родителя являются носителями мутированного гена, то риск рождения ребенка с муковисцидозом равен 25% при любой по счету беременности.

Носители дефектного гена клинических проявлений заболевания не имеют.

В России рождается один ребенок с муковисцидозом на 10 тысяч новорожденных, а в США – 7-8 детей на 10 тысяч родившихся деток. Вероятно, это связано с лучшей диагностикой заболевания.

Ребенок с муковисцидозом может родиться даже у здоровых родителей, которые сами не болеют, но являются носителями гена с мутацией, не зная об этом.


В зависимости от преимущественного поражения систем различают легочную, кишечную и смешанную формы муковисцидоза. Наиболее распространена (до 80% от числа всех случаев) легочно-кишечная форма заболевания, то есть смешанная.

Типичные симптомы муковисцидоза

Заболевание диагностируется, как правило, до достижения ребенком двухлетнего возраста. Оно может проявиться сразу после рождения. В 20% случаев патологии грудничок, больной муковисцидозом, страдает мекониальным илеусом – непроходимостью кишечника, при которой просвет кишечника забит густыми каловыми массами. Это приводит к завороту кишок и перфорации кишечника.

Другим симптомом патологии у новорожденных является отложение кристалликов соли на коже при потоотделении (на вкус кожа младенца соленая). Затянувшаяся желтуха свидетельствует о нарушении оттока желчи и возможном муковисцидозе.

Признаки муковисцидоза могут появиться в период грудного вскармливания при переходе к прикорму и искусственным смесям. Симптомы заболевания:

Признаки муковисцидоза могут появиться в период грудного вскармливания при переходе к прикорму и искусственным смесям. Симптомы заболевания:

Проявления у грудничков

Чаще всего симптомы заболевания проявляются в период введения прикорма или перевода малыша на искусственное вскармливание:

  • каловые массы ребенка становятся густыми, жирными, зловонными;
  • может отмечаться выпадение прямой кишки;
  • печень увеличивается в размерах;
  • отставание ребенка в физическом развитии;
  • грудная клетка деформирована;
  • выраженное вздутие живота;
  • сухость кожных покровов;
  • землистый цвет кожи;
  • конечности становятся худыми;
  • фаланги пальцев имеют вид «барабанных палочек»;
  • появляется сухой длительный кашель;
  • скопление слизи в бронхах затрудняет дыхание.

Степень выраженности симптомов может быть разной, что иногда затрудняет раннюю диагностику муковисцидоза.

У некоторых деток могут возникать повторные бронхиты или пневмонии с последующим формированием хронического бронхолегочного процесса с постоянной одышкой и назойливым сухим кашлем. Навязчивый сухой кашель часто вызывает рвоту, нарушает сон ребенка. Грудная клетка постепенно приобретает бочкообразную форму.

Густая слизь скапливается и в протоке поджелудочной железы, в результате чего ферменты не поступают в 12-перстную кишку, и тем самым нарушается переваривание пищи. Если ребенок получает соевые смеси или коровье молоко, то у него развивается анемия и могут появиться отеки в результате снижения уровня белков в организме.

Масса тела снижена, хотя аппетит у ребенка остается хорошим или даже повышенным. Подкожно-жировой слой и мышечная масса уменьшаются. Отмечается дефицит жирорастворимых витаминов А и D.


Дыхательные пути содержат гнойную вязкую массу, образующую пробки. Хронический процесс в легких развивается абсолютно у всех больных детей и ведет к нарушению функции легких: развитию дыхательной недостаточности. При обострениях процесса повышается температура до высоких цифр, нарастает одышка, усиливается кашель.

Причины заболевания

Муковисцидоз у детей – генетическое заболевание, связанное с мутацией муковисцидозного трансмембранного регулятора – одного из генов седьмой хромосомы человека. Патология проявляется, если оба родителя являются носителями мутированных генов. При этом родители чаще всего не подозревают о наличии у них генного дефекта.

В результате сбоя в работе мутировавшего гена слизь, обволакивающая внутренние органы, имеет вязкий секрет, застаивается и становится объектом атаки многочисленных болезнетворных микроорганизмов (стафилококк, пневмококк, синегнойная палочка и другие). Застой слизи не позволяет организму эффективно бороться с инфекцией. Возникают воспаления, которые протекают тяжело, с осложнениями.

В результате сбоя в работе мутировавшего гена слизь, обволакивающая внутренние органы, имеет вязкий секрет, застаивается и становится объектом атаки многочисленных болезнетворных микроорганизмов (стафилококк, пневмококк, синегнойная палочка и другие). Застой слизи не позволяет организму эффективно бороться с инфекцией. Возникают воспаления, которые протекают тяжело, с осложнениями.

Профилактика и коррекция нарушений осанки и искривления позвоночника у школьников

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Читайте также:  Блефария новорожденных это что такое: как проявляется аблефария у детей

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный отделы – обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других – грудной и крестцовый отделы – обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым – период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача – ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть – выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха – живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха – живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Читайте также:  Пигмент гемосидерин: описание и чем отличается гемосидерин печени от гемосидерина в моче

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Ношение корректирующих приспособлений

В запущенных стадиях искривления позвоночника ортопед может назначить ношение специального приспособления — корректирующего медицинского корсета, который покупается в ортопедических аптеках и подбирается индивидуально под ребенка. В некоторых случаях его заказывают индивидуально, и специалист изготавливает изделие для конкретного малыша.

Корсеты снимают дополнительное напряжение с позвоночного столба и способствуют его вытягиванию. Корректирующие приспособления рекомендованы в следующих случаях:

  • сколиоз;
  • кифоз;
  • лордоз;
  • сутулость.

  1. Заниматься профилактикой сколиоза с младенческого возраста. Вовремя обследоваться у хирурга и ортопеда. Когда малыш подрастет, следует водить его поочередно за левую и правую ручку, ведь ребенок тянется к взрослому и изгибает спину.
  2. Когда ребенок начинает сидеть, нужно следить, чтобы он не сидел слишком долго и постоянно менял положение. Если в дошкольном возрасте малыш увлекается творчеством, игрой на музыкальных инструментах, необходимо делать перерывы каждые 20 минут.
  3. Напоминать школьнику выпрямлять спину, когда он делает уроки. Также следует позаботиться о том, чтобы рабочее место было удобным, а стул подобран по росту. В средней школе практически нет контроля осанки детей, поэтому у многих начинает появляться сколиоз именно в школе.
  4. Заниматься спортом. Не обязательно отдавать ребенка в профессиональный спорт, зарядка по утрам тоже способствует укреплению мышечного корсета.

Нарушение осанки у детей и подростков: искривление позвоночника, профилактика нарушений

Анатомическое строение тела ребенка во многом отличается от такового у взрослого человека. У детей опорно-двигательный аппарат еще не сформировался окончательно, и в этот период он требует особенно бережного отношения. Почему среди многих детских болезней особенно частыми бывают нарушение осанки или сколиоз? Как всегда, разбираемся в проблеме основательно.

Анатомическое строение тела ребенка во многом отличается от такового у взрослого человека. У детей опорно-двигательный аппарат еще не сформировался окончательно, и в этот период он требует особенно бережного отношения. Почему среди многих детских болезней особенно частыми бывают нарушение осанки или сколиоз? Как всегда, разбираемся в проблеме основательно.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

К какому врачу идти

Иногда родители не знают, что делать при ухудшении осанки, и пытаются исправить ее своими силами. Многие думают, что сидеть и стоять с прямой спиной можно лишь усилием воли, но это далеко не всегда так. В большинстве случаев необходим целый комплекс мер, которые будут способствовать постепенному восстановлению физиологического положения тела.

Для постановки точного диагноза следует обратиться к хирургу или ортопеду. В некоторых медучреждениях есть вертебрологи – специалисты по болезням позвоночника. Любой из этих врачей может провести клиническое и рентгенологическое обследование.

Физикальный осмотр осуществляется в положении ребенка стоя, осанку оценивают с разных сторон: спереди, сзади и сбоку. Основными диагностическими критериями служат:

  • лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
  • визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • разноуровневое расположение коленей;
  • чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
  • отсутствие симметрии реберных дуг;
  • приведенные вперед и опущенные плечи.

Для максимальной точности измеряют расстояние от седьмого шейного позвонка до нижних углов лопаток, отрезок между самими лопатками, длину ног. При необходимости рассчитывается плечевой индекс.

Чтобы определить функциональное состояние позвоночных изгибов и наличие разворота (торсии) позвонков, проводят тест Адамса. Он необходим при подозрении на сколиоз: искривление позвоночника визуально становится заметным при наклоне туловища вперед.

Во избежание субъективных ошибок, которые не исключаются в ходе физикального осмотра, диагноз подтверждается инструментальными методами, и назначается рентген, компьютерная или магнитно-резонансная томография.

  • лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
  • визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • разноуровневое расположение коленей;
  • чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
  • отсутствие симметрии реберных дуг;
  • приведенные вперед и опущенные плечи.
Читайте также:  Бронхиальное дерево это какой отдел: санация и функции

Каковы причины нарушений осанки у детей?

Причины нарушения осанки подразделяются на две категории: врожденные и приобретенные факторы негативного влияния. При врожденных деформациях наблюдается слабость хрящевой и мышечной ткани, спастичность, недоразвитость системы иннервации мышечного корсета спины. Иногда встречаются патологии, связанные с нарушением внутриутробного процесса формирования тел позвонков и разделяющих их межпозвонковых дисков. Чаще всего диагностируется клиновидная диспластичность, хрящевая деформация, миотония.

Некоторые дети получают первичную деформацию во время прохождения родовых путей. Тут часто страдают шейный и грудной отделы. В будущем это может обернуться неправильным положением тел позвонков шейного отдела, привычкой наклонять голову в ту или иную сторону.

Более обширна аудитория пациентов с приобретенными типами нарушения осанки. И тут на первый план выходят объективные причины нарушений осанки у детей:

  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • привычка неправильно распределять статические и механические нагрузки на позвоночный столб (сутулость, наклоны туловища в разные стороны, ношение тяжестей в одной и той же руке);
  • недостаточное развитие мышечного корсета спины (при отсутствии регулярных равномерно распределяемых физических усилий);
  • нарушение правил эргономики при организации учебного места, кровати, рабочего стола для дошкольника и школьника;
  • несоблюдение правил освещения рабочего места;
  • использование обуви большего размера, чем это требуется;
  • неправильная постановка стоп;
  • избыточная масса тела;
  • высокий рост, отличающийся от большинства сверстников и заставляющий подростка сутулится.

Родители могут «поспособствовать» развитию нарушения осанки у грудничка. Для этого они стараются как можно раньше начать садить малыша, ставить на ножки и носить в одном и том же положении. Делать этого категорически нельзя. В будущем подобные вещи обернуться проблемами с позвоночником.

Каковы причины нарушения осанки нужно определять до момента начала лечения, поскольку присутствие патогенных факторов не позволит исправить деформацию, а в ряде случаев может её еще больше усугубить с течением времени.

Также стоит понимать, что причинами нарушения осанки у детей могут стать рахитические изменения структуры скелета, туберкулезная или полиомиелитическая инфекция, остеодисплазия, хондропатия и другие виды серьезных патологий.

Для деформации во фронтальной плоскости характерны явления сколиоза. Он может иметь S-образную, C-образную форму. Отличить от истинного сколиоза очень просто: в положении лежа на боку все деформации исчезают. Но это не повод думать, что все в порядке. К сожалению фронтальный тип нарушения осанки у детей без своевременной коррекции всегда приводит к развитию истинного сколиоза.

В подростковом возрасте

В этот период причиной развития сколиоза может стать комплекс стеснительности: особенности фигуры или телосложения. В этом случае родителям придётся стать психологами.

К тому же, многие подростки ведут гиподинамический образ жизни, что является основным фактором возникновения искривления позвоночника. Это объясняется обилием гаджетов и компьютерных игр. Большинство подростков начинает игнорировать прогулки на воздухе и физические упражнения. А ведь это необходимо для нормальной работы организма, для которого нужны определённые нагрузки.

Если в раннем возрасте проблемы этого заболевания не были устранены, то они ярко проявятся именно у подростков. Ослабленные мышечные участки спровоцируют неправильное развитие костной и хрящевой ткани. Это повлияет на формирование осанки.

Видео: “Профилактика сколиоза у детей”

Итак, что нужно делать, чтобы у ребёнка не было ортопедических проблем:

Сколиоз у ребенка

Это – самый распространенный тип патологии. В этом случае искривление позвоночного столба происходит вбок от вертикальной оси, если смотреть на позвоночник со стороны спины. Проще говоря, это боковое искривление позвоночника. При этом может быть как одна, так и две, и три дуги искривлений.

Сколиоз бывает как врожденный, так и приобретенный. В первом случае он развивается из-за нарушений в процессе внутриутробного развития. Сколиозы делятся на:

  • привычные, которые возникают из-за нарушений осанки;
  • рахитические, развившиеся из-за рахита;
  • статические, формирующиеся, если у ребенка разная длина ног;
  • посттравматические, развившиеся из-за полученных травм;
  • паралитические, появляющиеся из-за полиомиелита и других заболеваний, поражающих нервную систему и мышцы тела;
  • рефлекторно-болевые, возникающие на фоне поражения нервных окончаний спинного мозга;
  • рубцовые – их причиной становятся ожоговые или послеоперационные рубцы.

На заметку! Сколиоз у ребенка может иметь три степени развития. В первом случае проблему легко исправить, во втором поможет только вытяжение позвоночника, а при третьей степени наблюдается стойкая деформация позвоночного столба.

Симптоматика на первой стадии практически отсутствует – ребенок не будет жаловаться на боль в спине. Иногда он может сказать, что у него ноет в груди. Родители смогут и сами заметить изменение осанки. Также ребенок может пожаловаться на быстро возникающую усталость. Как правило, эти признаки становятся явными в возрасте около 6 лет, особенно – после физической нагрузки. Другие признаки – неровные плечи, выпирающая лопатка с одной или другой стороны. При наличии этих признаков важно немедленно обратиться к специалисту за помощью. Лечение будет зависеть от стадии заболевания.


Сколиоз бывает как врожденный, так и приобретенный. В первом случае он развивается из-за нарушений в процессе внутриутробного развития. Сколиозы делятся на:

Нарушение осанки

Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.

Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.

Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.

Ссылка на основную публикацию